Панин Михаил Семенович

доктор биологических наук, профессор, член восьми международных и республиканских академий, проректор по научной работе и международным связям Семипалатинского педагогического института, заведующий кафедрой экологии
 

Научная школа


О научной школе казахстанского учёного в научных кругах республики и Российской Федерации заговорили на рубеже тысячелетий. Комплексная научная проблема, по которой ведутся исследования под руководством академика Панина, звучит так: «Эколого-биогеохимическая оценка естественных и техногенных ландшафтов Казахстана (аспект: тяжелые металлы и радионуклиды)». Она включает в себя следующие направления:
  • тяжелые металлы и радионуклиды в выбросах загрязняющих веществ стационарных объектов Казахстана;
  • валовое содержание и формы соединений тяжелых металлов и радионуклидов в почвах естественных и техногенных ландшафтов Казахстана;
  • тяжелые металлы и радионуклиды в растительности естественных и техногенных ландшафтов Казахстана;
  • тяжелые металлы и радионуклиды в природных водах, донных отложениях и гидробионтах; фитоэкстракция тяжелых металлов и радионуклидов из загрязненных почв;
  • адсорбция тяжелых металлов и радионуклидов основными типами почв;
  • лишайники, мхи, хвоя древесных растений, моллюски, пресмыкающиеся как биоиндикаторы тяжелых металлов и радионуклидов в природной среде;
  • химико-экологические процессы, протекающие в ризосфере различных типов почв;
  • поиски реагентов для очистки загрязненных почв природных вод и промышленных стоков.
Академик М.С.Панин руководит и развивает еще одно направление научных исследований, придающее его естественнонаучной деятельности гуманитарно-педагогическое измерение: «Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика», которое определяет содержание экологического образования в педагогическом вузе, содержание экологического образованная учителей школ и пути формирования экологической культуры учащихся.

Что же это такое – научная школа?
Можно быть научным руководителем множества кандидатских и магистерских диссертаций, но оставаться учёным, известным разве что узкому кругу своих питомцев.
Начиная со второй половины 90-х годов под научным руководством профессора Панина защитили кандидатские диссертации 26 аспирантов и соискателей, 45 человек получили академическую степень магистра по специальности «Экология».

Можно быть автором нескольких монографий, но не создать научной школы.
У профессора Панина пять научных монографий.

Можно писать учебники, но научной школы не создать.
Имя М.С.Панина несут на обложке фундаментальные вузовские учебники, востребованные даже за пределами республики: «Химическая экология» (2002), «Экология Казахстана» (2005), «Экология почв» (2008), «Экотоксикология» (2008) «Экология гидросферы» (2009). За учебник «Химическая экология» он удостоен медали А. Байтурсынова как автор лучшего учебника в Казахстане.
Не создадут научной школы одни лишь статьи в журналах и сборниках и доклады на научных конференциях, сколь бы много их не было. А интенсивность и динамика научных публикаций М.С.Панина поражает.

Что включает в себя научная школа М.С.Панина?
  • Научные монографии и вузовские учебники;
  • Сотни статей и докладов, отражающих интенсивные научные исследования по проблемам геохимической экологии;
  • Руководство научными изысканиями молодых исследователей и воспитание целого отряда учёных-экологов;
  • Оорганизация при институте Экологического центра Международной академии наук педагогического образования, издающего собственный международный научный журнал «Проблемы биогеохимии и геохимической экологии»;
  • Ппроведение ряда международных научно-практических конференций по проблеме «Тяжелые металлы и радионуклиды в окружающей среде» (2000, 2002, 2004, 2006, 2008, 2010 гг.); «Проблемы экологического образования, воспитания и культуры, пути их решения» (2003 г.), а также V Международной биогеохимической школы «Актуальные проблемы геохимической экологии» в 2005 г.